Консультационные услуги

Учебно-консультационный центр трудовых отношений «Успех» предоставляет консультационные услуги для представителей профсоюзных организаций по темам:

  • «Эффективное лидерство в профсоюзах»;
  • «Трудовое законодательство РФ»;
  • «Мотивация профсоюзного членства»;
  • «Навыки эффективного ведения переговоров»;
  • «Бухгалтерский учет и налогообложение в профсоюзных организациях»;
  • «Имиджелогия профсоюзной организации»;
  • «Эффективное планирование в деятельности профсоюзного активиста» и др.

 

Интервью для журнала Нефтегазстройпрофсоюза

Что такое семейные ценности?


 

Прежде всего, необходимо напомнить, что 22 ноября 2023 года Президентом Российской Федерации был издан указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Им стал 2024 год. Главная цель Года семьи, как следует из указа, популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранении традиционных семейных ценностей.

Отвечая на Ваш вопрос, считаю нужным сказать, что ценности пронизывают буквально все сферы общественной и частной жизни. Не случайно в философии выделилось учение о ценностях, получившее название аксиология. Обычно их определяют как нечто важное (ценное!) для себя, имеющее особое значение И пусть с формальной точки зрения ценности делятся на негативные и позитивные, в общественном сознании – это то, что несёт в себе положительную значимость.

Разумеется, в данном случае мы имеем в виду ценности духовные, т. е не материальные. К ним относятся идеалы, принципы, правила, чувства. Они оказывают влияние на мировоззрение человека, определяют его поступки и поведение. Семейные ценности, на мой взгляд, являются ценностями морально-этического порядка. Это нравственные нормы и принципы, которые объединяют всех членов семьи и регулируют отношения между ними: взаимная любовь, доверие, почитание старших и родителей, взаимовыручка, ответственность, доброта, верность.

Они начинают формироваться в семье, буквально с рождения. Маленький человек впитывает нормы морали семьи, в которой живет, а затем воплощает их в жизнь. Не случайно Семейный кодекс Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семейных отношений на основе таких ценностей как взаимная любовь и уважение, взаимопомощь и ответственность перед семьёй всех её членов… Здоровые семейные отношения основаны и на общечеловеческих нравственных ценностях, таких как добро (в широком этическом смысле), справедливость, честность, уважение чести и достоинства личности. Сюда относятся также семейные обычаи, традиции и ритуалы. Например, поздравления членов семьи с днём рождения может стать одним из приятных и запоминающихся событий.

Таким образом, семейные ценности играют важную роль в формировании человека как личности, становятся основой для построения и развития полноценных отношений. Они выступают как преграда на пути насаждения антисемейных стереотипов, создают комфортную семейную среду, предохраняя тем самым от «горьких взаимонепониманий». Писатель А. Куприн сравнил ценности с невидимой рукой, которая «нежно и заботливо стирает с души давно накопившуюся на ней копоть ненависти, зависти, раздражительности, самолюбия, пресыщения и скуки».

Принципиально важно при этом не только декларировать ценности, но и следовать им в практике реальных отношений с близкими людьми.

 

Семья по-прежнему в разряде вечных ценностей? Такие модные тенденции как гражданские и однополые браки, движение child free и много других современных «придумок», не смогли разрушить традиционную ячейку общества. Либо это неверно и что-то неуловимо изменилось, чего мы ещё не осознаём даже.

Однозначно! Семья и сегодня, в эпоху всяких новомодных тенденций, которые вы обозначили в вопросе и «современных придумок» призвана оставаться основополагающей ячейкой общества. Она реализует такие функции, которые за неё ни одна другая «единица социума» выполнить не в состоянии. Пожалуй, главная из них – воспроизводство человека. А с этим связано сохранение человеческого рода. Конечно, его биологическое воспроизводство происходит и в условиях внебрачных отношений, но они по сути своей не ориентированы на эту функцию. Сохраняется, хотя и не в полном объёме, хозяйственно-бытовая функция семьи, которая связана с ведением домашнего хозяйства и организацией быта.

Уместно сказать, что в 19 – 20 в. в. многие крупные мыслители выдвигали гипотезу более или менее быстрого исчезновения семьи. Маркс и Энгельс вовсе не оговаривались, провозглашая общность жён в будущем коммунистическом обществе. А некоторые наиболее рьяные представители партии большевиков вполне серьёзно мечтали о коллективных спальнях, в которых «раздаётся дружный социалистический храп». Однако реальное советское общество, которое, как мы знаем, провозгласило строительство коммунизма, вовсе не объявило семью пережитком прошлого. Её упразднение оно оставляло неопределённому будущему.

Но мы уже почти четверть века живём в 21 столетии, а семья по-прежнему остаётся «единственным несокрушимым оплотом», который способен защитить человека от многих жизненных бурь. Разумеется, институт семьи не остаётся неизменным. Общество более всего тревожат негативные изменения. Ослабевают экономические и социальные факторы, побуждающие к вступлению в брак. Жених и невеста постепенно «стареют»: средний возраст вступления в брак растёт. Сегодня женщины плюс 30 лет уже не паникуют, что останутся «в старых девах». Атмосфера всё большей дозволенности вытесняет (или уже вытеснила) осуждение свободного союза. К опасным тенденциям специалисты относят катастрофически возросшее число разводов. По статистике на 10 браков в России приходится 7 разводов. Причём «разбежавшиеся» супруги не торопятся вступать в повторный брак.

Однако все эти изменения не обнаруживают однозначной тенденции к исчезновению института семьи и брака. Специалисты говорят об определённом кризисе супружества, но не о кризисе семьи. В конце концов, согласно последней переписи населения их у нас 42 млн. Это значит, что семейной жизнью живёт большинство населения страны. Правда, сюда входят и неполные семьи, чаще всего, когда мать одна проживает с детьми.

Конечно, если исходить из постулата, что ничего вечного в этом мире не существует, то и семья не вечный социальный институт. Возможно, есть тенденции, которые мы явно не видим. Но говоря о зримом будущем, которое можно обосновать правдоподобными знаниями, то причин для полного краха семьи не просматривается. Если же руководствоваться гипотетическими сценариями, и заглядывать за горизонт, в совсем отдалённое будущее, то здесь невозможно применить тест на истинность. Любой прогноз будет носить вероятностный характер.

Что же касается «модных придумок», определённый риск разрушения семейных ценностей они конечно несут. Но пусть ими забавляются любители экзотики. В любом случае впадать в панику по поводу выходок отдельных персонажей и даже каких-то групп населения не стоит. Как говорил В.И.Ленин «пусть капиталистические моськи лают на нашего социалистического слона – мы пойдём своей дорогой».

 

Какая сейчас типичная семья? Она у нас есть? Ведь сейчас так много гражданских браков?

Сегодня специалисты выделяют два типа семьи. Расширенную, которая включает родителей, детей и других более дальних родственников (бабушек, дедушек). И семью ядерную, состоящую из мужчины, женщины и детей. У нас сегодня преобладает этот второй тип семьи. По крайней мере, дети, вступившие в брак, стараются проживать отдельно от родителей. Но ядерная по внешней форме семья продолжает поддерживать регулярные контакты с родственниками, помогать друг другу, вместе решать проблемы. Мне кажется, что наша типичная семья подходит под это описание. В России число семей, в которых растут дети, насчитывает около 23 млн. Из них примерно 15,5 млн. семей с одним ребёнком, около 7 млн. семьи с двумя детьми.

Что же касается так называемых «гражданских браков», то в пору моего босоного детства слова «мы решили пожить вместе», по меньшей мере, вызывали недоумение. Сегодня россияне всё чаще начинают совместную жизнь без регистрации брака. Согласно одному из последних исследований доля таких номинальных семей составила 43,7% у мужчин и 38,7% у женщин от общего количества браков. Причём, больше всего гражданских браков у молодых людей в возрасте до 25 лет.

В моём представлении гражданский брак – это совместное проживание с размытыми обязанностями сторон. Однако не смотря на то, что мои личные симпатии на стороне юридически оформленных отношений и традиционной семьи, я не испытываю к нему чувства категорического неприятия. Всё-таки лучше жить вместе, чем пребывать в одиночестве. Чтобы смягчить суровость осуждения гражданских браков, давайте будем рассматривать их как своего рода испытательный срок, который даёт опыт совместного проживания, ведения домашнего хозяйства, помогает лучше узнать друг друга. Главное, чтобы он имел разумные временные границы, особенно для людей «брачного возраста», и не растягивался до бесконечности.

Конечно, гражданские браки легко распадаются, но они также имеют тенденцию превращаться в юридически оформленный союз мужчины и женщины. Примечательно, что значительная часть выбравших такую форму совместного проживания заявляют о готовности юридического оформления отношений в случае рождения ребёнка.

 

Государство сейчас порой очень активно вмешивается в дела семьи, в то, как воспитываются дети. Только всегда ли в этом есть необходимость?

Слово «вмешивается» мне не очень нравится. Я бы заменил его такими словами, как участвует, содействует, помогает, создаёт условия. Однако в реальной жизни поводов для законного вмешательства государства в дела семьи более чем достаточно. Один из таких поводов установление справедливых законов, регулирующих семейные отношения. Вспомним известное выражение Маркса: «Если бы брак не был основой семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба».

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, гласит Семейный кодекс. Семейные права охраняются законом. Скажем, муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности и в течение года после рождения ребенка. Мы сами просим государственные органы вмешаться, если возникают имущественные споры между членами семьи.

Вмешательство государства особенно необходимо, когда речь идёт о правах ребёнка. Например, права на получение содержания от своих родителей, или права на общение с ними, даже если они заключены под стражу или арестованы. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. При достижении десятилетнего возраста обязателен учёт мнения ребёнка, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В таких вопросах, чем активнее участие государства, тем лучше.

«Вмешательство» может выступать в форме создания благоприятных экономических условий для нормального функционирования семьи и воспитания детей. А разве создание условий для воспитания и получение образования, через дошкольные детские учреждения и школы не является «вмешательством» государства в дела семейные?

Что же касается семейных ценностей, главной темы нашего разговора, они, как известно, не являются предметом правового регулирования. Их несоблюдение не предусматривает юридических санкций. С помощью законов государство не может заставить членов семьи уважать друг друга, тем более любить. Однако, оно не может быть безучастным к семейным отношениям в их морально-этическом контексте. Упоминание в Семейном кодексе о ценностях говорит, на мой взгляд, о том, что государство берёт на себя ответственность за их поддержание и сохранение.

Но если я правильно понял вопрос, речь идёт о рисках, точнее сказать, уже о состоявшихся фактах или случаях чрезмерного внимании государства к семейным отношениям и воспитанию детей. Тогда резонно поразмышлять над тем, что оно не должно делать по отношению к семье. Устранять её из системы экономических отношений, отпускать, если можно так выразиться, в «свободное плавание». Делать семейные отношения (возможно даже конфликтные) предметом своего тотального контроля. Оставим это любопытство для телевизионных шоу, в которых семейные пары, или уже расставшиеся, принимают участие добровольно. Говоря о большей открытости семьи обществу, не продвигать идею сделать её одним из элементов государственной машины. Говоря иначе, не стремиться превратить семью из «ячейки общества» в «ячейку государства».

Если удаётся создать оптимальное равновесие между «вмешательством» и «невмешательством», тогда можно осторожно говорить о содружестве государства и семьи.

 

Как вы считаете нам хватает качественной пропаганды семейных ценностей?

Проще всего было бы сказать «Конечно нет!». Однако «нет!» требует в данном случае аргументации. На мой взгляд, если взять всю совокупность современных возможностей пропаганды традиционных семейных ценностей, я имею ввиду литературу, кино, телевидение, интернет и другие современные способы воздействия на сознание и мировоззрение людей, и сравнить их с огромным массивом пропаганды «деструктивной идеологии», то, пожалуй, перевесит второе. Есть немало проблем, в которых ни государство, ни общество не имеют чёткой позиции. Соответственно и пропаганда склоняется то в одну, то в другую сторону, а это уже проблема её качества.

Приведу как пример такое новомодное детское и подростковое увлечение как квадробинг. Представители этой субкультуры наряжаются в костюмы и маски животных и стараются максимально подражать их повадкам. В России уже раздаются призывы запретить квадробинг, ибо для одних это безобидное хобби, игра, а для других – образ жизни, который становится проблемой для родителей и общества. Отсюда и «пропагандисты», порой, находятся по разные стороны баррикад.

По одному телевизионному каналу подчёркивается опасность этого явления, представляя его как способ навязать общественному мнению психологически небезобидные способы социального поведения, как препятствие к нормальному (человеческому) развитию ребёнка. А по другому — изображать из себя собачку или кошечку, бегать на поводке на четвереньках и есть корм для животных преподносится как невинная детская шалость, как спортивное занятие, как способ воспитания любви к «братьям нашим меньшим». Тут и зрелый человек невольно крепко задумается.

«Качество» пропаганды семейных ценностей иллюстрируют также различные телевизионные шоу, идущие в самое выигрышное эфирное время. Это шоу, в которых показывают семейные скандалы, тяжбы по поводу наследства, сюжеты о внебрачных детях, когда истинных родителей устанавливают с помощью тестов ДНК и пр. А где передачи о нормальной, средней семье, в которой почитается трудолюбие, взаимное уважение, забота о старших, любовь? Признаюсь, что специально не отслеживаю эту тему, поэтому возможно что-то упускаю.

Но я бы не ограничивал воздействие на мировоззрение с целью сохранения и развития семейных ценностей только пропагандой, а говорил бы о такой паре как пропаганде и агитации. Они по-разному действуют на людей. Пропагандировать – значит распространять идеи, мысли, понятия. Агитация, как родная сестра пропаганды, действует больше на чувства, волнуя, возбуждая, увлекая на действия. Она легко зажигает и достигает быстрого эффекта. Пропаганда медленнее достигает своих целей, но результаты её более устойчивы и длительны. В своём сочетании агитация и пропаганда могут дать желаемые результаты по организации человеческого сознания в нужном направлении. В нашем случае формирование устойчивого убеждения, что семейное состояние — это самое естественное состояние, которое подарила человеку сама природа.

 

Какой бы существенной ни была помощь государства в воспитании детей, Вы согласитесь, что роль родителей в сохранении семейных ценностей остаётся главенствующей?

Однозначно соглашаюсь. Родители имеют преимущественное право на воспитание и обучение своих детей. Одновременно они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, они несут за это ответственность. С другой стороны, согласно Семейному кодексу, «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Это юридическая сторона вопроса.

С точки зрения ценностей, чтобы человек стал существом общественным, требуется длительный процесс его социализации. В этом процессе, особенно на его начальном, самом трудном этапе, невозможно переоценить роль семьи. Установка на исключительно общественное воспитание ребёнка, на отрыв его от семьи уже в состоянии грудного младенца, то и дело прорывалась в нашу практику. Однако весь исторический опыт доказывает — то, что может дать появившемуся на свет человеку семья, не может полноценно дать никакой другой социальный институт, включая ясли, детские сады и пр.

Только малый интимный коллектив близких людей, каковым является семья, способен дать ребёнку необходимый опыт социализации в соответствующей психологической, эмоциональной и эстетической форме. Только родители могут создать ту атмосферу добра, защищённости, покоя, которые просто необходимы в детском возрасте. Как говорил писатель В. Белов, «сколько захватывающей, великой и разнообразной радости в одном, самом необходимом существе – матери».

Государство же участвует в этом процессе как бы опосредовано, отдалённо, обращаясь к детям как некоему коллективному субъекту. А родители всегда рядом, они воздействуют на процесс воспитания, если можно так выразиться, «точечно». У них всё-таки больше возможностей влиять на маленького человека. Посредством личного примера и через передачу семейных ценностей и традиций.

 

Какие ценности в воспитании детей сегодня необходимо прививать в первую очередь?

Их можно назвать до бесконечности много: честность, порядочность, ответственность, вежливость, уважение к старшим, Особое внимание следует уделить воспитанию трудолюбия, как основы успешной учёбы, а затем и профессиональной деятельности. Самый высокий пьедестал в числе ценностей, которые характеризуют человека как гражданина, всегда занимал патриотизм, содержанием которого является любовь к Родине, гордость за её прошлое и настоящее, готовность идти на жертвы ради её независимости и процветания. Особенно это важно в контексте сегодняшних событий.

Но чтобы все названные ценности и ещё многие другие не упомянутые, проникли в душу ребёнка, необходимо, по моему убеждению, сформировать у него такую черту как почитание родителей. Невозможно привить ребёнку, например, такие качества как честность и порядочность, если он не научится почитать и уважать своих родителей. Эта ценность особо выделяется во всех религиях мира. В христианском учении это пятая заповедь, из десяти, данных Богом пророку Моисею: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле….». Примечательно, что заповедь о почитании родителей следует сразу после заповедей о любви к Богу. Это единственная заповедь, за соблюдение которой Бог обещает человеку награду ещё в земной жизни.

Также и в первом отечественном пособии по этикету, петровском «Юности чистое зерцало или показания к житейскому обхождению», на первом месте стоит требование относиться к родителям «с великим почтением», «отца и матерь в великой чести содержать». Ценность почитания родителей это своего рода «нравственный императив», который не обсуждается. Нет ни одной причины, по которой дети могли бы его нарушить.

Она находится в центре такой нравственной проблемы как взаимоотношение поколений. Период, когда дети пребывают в зависимом положении от родителей относительно короткий. Согласно семейному законодательству в 18 лет человек уже перестаёт быть ребёнком. Затем, после некоторого периода «равноправия» стороны как бы меняются местами. Дети, состоявшиеся в профессии и личной жизни, уже не нуждаются в родительской опеке. Родители, вступившие в «третий возраст» всё больше испытывают потребность в поддержке и внимании взрослых детей. Вот тут то и проявится или не проявится указанная ценность. Проявится в уважении, признании, чуткости, терпимости, внимании, помощи и т. д. Содержать родителей дети обязаны и по закону. Но в данном случае мы говорим о нравственной стороне вопроса.

Конфликт «отцов и детей», если он имеет место, не должен распространяться на такие сферы как забота о здоровье и помощь в трудную минуту. Безнравственно ставить родителей в унизительное положение вины за свою беспомощность и болезни, намекать на обременительность их существования. На принципе взаимопомощи всегда строилась русская традиционная семья. В очередной раз обращусь к писателю В. Белову. В очерках о народной эстетике «Лад» он пишет, что «старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе». Автор высказывает мудрую мысль, что «отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества» и что «по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идёт тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем». Именно поэтому я отдаю приоритет воспитанию такой ценности как почитание родителей.

 

Как убеждать молодое поколение, что многодетная семья – это успех? Есть ли вообще смысл убеждать их?

Прежде всего, многодетная семья – это семья, в которой воспитывают троих и более детей. В 2024 году число таких семей в России достигло цифры 2,4 млн. Это семьи, в которых растёт 7,7 млн. детей. Внимание к теме многодетных семей следует рассматривать в контексте решения демографической проблемы, которую Президент РФ считает ключевой для страны. По мнению специалистов для сохранения численности населения на одном уровне суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину должен быть около 2,1, а для прироста населения ещё выше.

Поэтому государство не случайно уделяет таким семьям повышенное внимание. В рамках Года семьи Президент подписал указ о многодетных семьях, в котором утверждён их статус и ряд льгот для родителей. Им, в частности, гарантируется социальная поддержка до достижения старшим ребёнком возраста 18 или 23 лет при условии очного обучения, предоставляются меры помощи в сфере трудовых отношений и т. д.

Можно ли связать успех с многодетной семьёй? Прямой связи здесь не просматривается. На мой субъективный взгляд, это можно считать успехом, если супруги ставили цель, а лучше мечтали, иметь много детей, и добились этой цели (реализовали свою мечту). Однозначно могу сказать, что родители, решившиеся на рождение и воспитавшие нескольких детей, неизменно заслуживают уважения и вполне могут этим гордиться. Нас в семье было четверо, и это была большая радость и гордость для моих родителей. Кроме того, если согласиться с постулатом, что воспитание детей пусть приятный, но нелёгкий труд, и в результате дети выросли достойными людьми – это тоже успех. А если просто «нарожать» детей и пользоваться поддержкой государства, не вкладывая в их воспитание труд и душу, то едва ли можно говорить о каком-то успехе.

Есть ли смысл убеждать молодое поколение иметь много детей и что это будет показателем успеха? В современных условиях, мне кажется, ни государственная поддержка, ни прямолинейная пропаганда не приведут к многодетным семьям. В большой степени это индивидуальный выбор супругов. В конце концов, у них могут быть другие жизненные приоритеты. Тогда формула «много детей – успех» едва ли окажет на кого-то должное влияние. В тоже время специалисты не без оснований полагают, что к масштабным материальным мерам по повышению рождаемости необходимо прибавить эмоциональный компонент, скажем, в форме популяризация материнства или многодетных семей.

 

Считаете ли Вы, что роль семьи в сознании наших соотечественников выросла по сравнению с предыдущими годами? Какие бы Вы выделили основные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь?

Более или менее точный ответ на этот вопрос могут дать сравнительные результаты социологических исследований. Надо признать, что престижность социальной роли личности, связанной с принадлежностью к семье за последние десятилетия претерпела зримые метаморфозы. Но я в этом вопросе скорее оптимист, чем пессимист. Слава богу, различные антисемейные тенденции не разрушили позитивного отношения подавляющего большинства россиян к роли семьи в обществе и личной жизни.

Описав солидный виток, значимость семьи как бы возвращается на «круги своя». Так, последний опрос ВЦИОМ, летом 2024 года, показал, что 7 из 10 опрошенных, считают семью наиболее важной ценностью. Создание крепкой семьи входит в топ-3 жизненных устремлений наших граждан, а в молодёжной группе эта цель является доминирующей. Эти данные позволяют надеяться, что роль семьи в сознании наших соотечественников по крайней мере не уменьшается.

Что касается проблем, которые требуют решения, то на первое место, по моему мнению, необходимо поставить проблему ликвидации бедных или малоимущих семей. Я намеренно употребил слово «ликвидация», а не уменьшение, сокращение, что порой приходится слышать от чиновников достаточно высокого ранга. Напомню, что малоимущей считается семья, в которой доход на каждого её члена меньше прожиточного минимума. Таких семей в России быть не должно! Признаюсь, что внятную цифру количества бедных семей мне найти не удалось. Возможно, я не правильно ориентируюсь на просторах Интернета. Но если учесть, что численность россиян, живущих за чертой бедности, составляет 15,7 млн., то можно представить, сколько семей пребывает в позорном состоянии выживания.

К категории проблем, которые требуют приоритетного внимания необходимо отнести вечный «квартирный вопрос». Отсутствие жилья препятствует созданию семьи или даже разрушает её. Это также одна из весомых причин, по которой молодые семьи откладывают рождение детей. Поэтому сегодня, на мой взгляд, необходимо ставить вопрос не просто о «крыше над головой», а о жилье, в котором, если продолжить тему демографии, должна быть возможность создать комфортные условия для развития и учёбы детей.

Разумеется, необходимо продолжить решение проблем многодетных семей, сделать их экономической и социальной элитой страны, имеющей все преференции и льготы. Актуальна для нашего общества проблема неполных семей. По некоторым данным их количество достигает 15% от общего числа семей. Около 1 млн. детей растут у нас без одного родителя. Особую защищённость должны иметь также семьи, в которых есть дети инвалиды. Здесь актуально решение проблем социального обслуживания и создания системы психологической поддержки. В числе проблем, требующих постоянного внимания государства и общества можно назвать проблему создания благоприятных условий для семейного отдыха и приобщения семей к культурным ценностям. В этом направлении уже многое делается, но данный процесс, мне кажется, необходимо интенсифицировать.

При этом решение многочисленных проблем семьи должно быть комплексным. Если мы будем выстраивать очерёдность в их решении, то едва ли достигнем желаемого результата. Нельзя сказать, давайте сначала решим материально-бытовые проблемы, потом займёмся морально-этическими. В решении проблем семьи нет главного и второстепенного.

 

Все семьи нужно укреплять? Может в каких-то случаях лучше, чтобы люди разошлись?

Укреплять надо однозначно. Мы должны исходить в данном вопросе из того обстоятельства, что вступление в брак является осознанным выбором мужчины и женщины, пусть даже совсем молодых и не имеющих ещё большого жизненного опыта. При этом мы подразумеваем, что главным стимулом вступления в брак является всё-таки любовь, пусть и не такая пылкая как в некоторых романах. Однако любое «укрепление» имеет свои разумные границы. Нередко, о чём мы говорили выше, семейные пары подходят к тому рубежу, когда принимают решение расстаться.

В числе причин такого далеко не лучшего решения чаще всего называют материальные проблемы, вслед за чем следует тезис о невозможности содержать семью. Принимая к сведению такой аргумент, выскажу на этот счёт своё сугубо личное мнение, что за этой формулой прячется некое лукавство. А разве после расставания материальные или жилищные проблемы автоматически исчезают? Мне кажется, что их возникает ещё больше. К ним добавляются проблемы одиночества, содержания и воспитания детей и другие, которые вдвоём решать всегда легче.

Наши бабушки и дедушки жили в куда более трудных материальных условиях, но сохраняли семьи и воспитывали достойных детей. Преодоление трудностей совместными усилиями может только укрепить семью. Разумеется, речь идёт об ответственных людях, которые не разбегаются и не прячут голову в песок, столкнувшись с той или иной проблемой. Поэтому для меня даже такая размытая формулировка как «не сошлись характерами» представляется более убедительной для расторжения брака. Нельзя также игнорировать возросшие духовные требования супругов друг к другу.

Но соглашусь, пожалуй, с чилийским учёным, доктором философии, лауреатом премии им. В. И. Вернадского, Дарио Соммэрсом, что проблема развода не столь важна, как моральное разложение человечества. По его мнению «если оставить в стороне юридические законы и религиозные правила, то с позиции здравого смысла нелогично и непоследовательно заставлять двух людей, которые не любят или даже ненавидят друг друга, навсегда оставаться вместе».

Если обратиться к правовой стороне вопроса, то в дискуссии о юридическом ужесточении или послаблении процедуры разводов не могу однозначно занять ту или другую сторону. Главное, как мне кажется, здесь не должно быть чрезмерного давления государства с целью (пусть и благородной) любой ценой сохранить семью. Но юридические нормы не должны создавать и льготных условий для расторжения брака.

Может быть, прежде чем принять окончательное решение, ввести в практику, об этом сейчас много говорят, обязательное посещение супругами медиатора или семейного психолога. Ведь нередко поводом для развода становятся просто второстепенные причины, нежелание уступить (или уступать) друг другу, накопившиеся всякого рода мелкие обиды, в конце концов отсутствие простых навыков коммуникации. Как заметил американский психолог Лазарус, «человека часто отправляют в сумасшедший дом не какие-то чрезвычайные обстоятельства, а нескончаемая цепь мелких трагедий. Не смерть любимой, а порвавшийся на ботинке шнурок, когда нет времени поменять его на новый». Чтобы не доводить дело до крайностей, давайте будем чаще проверять шнурки.

 

Какие особенности поколения наших родителей (да в принципе разных поколений) влияют на их и нашу жизнь в большей степени?

Каждое новое поколение несёт в себе уникальный жизненный опыт. На моё поколение, безусловно, повлияли наши родители, прошедшие войну. Я помню этих мужчин совсем ещё молодыми, смелыми, уверенными в себе, работящими, нисколько не жалующимися на свою трудную, а порой и трагическую судьбу (многие потеряли близких). С высоким чувством собственного достоинства. Патриотов в самом высоком смысле этого слова. Ведь они рисковали жизнью и отдавали её. Кстати, мой отец участник обороны Ленинграда и прорыва блокады.

Также и женщины, потерявшие мужей, не роптали, не ныли, не жаловались на превратности судьбы и трудности жизни, никого не обвиняли. Просто трудились, воспитывали детей, помогали своим родителям. Это всё, безусловно, повлияло на мировоззрение последующих поколений, отложилось в их исторической и генетической памяти, что наглядно подтверждают акции «Бессмертный полк».

С другой стороны, и старшим есть чему поучиться и что перенять у младших. Я с восхищением и удивлением наблюдаю, насколько представители младшего поколения, по отношению, уже к детям родителей моего возраста, продвинуты в современных технологиях, как они легко обращаются со всякого рода электронными устройствами. Они раскованы, активны, любознательны. У них всё-таки не файлы в голове (не соглашусь здесь с М. Задорновым).

Человек меняет свои возрастные особенности постепенно и незаметно. Но если предположить, что между поколениями есть некая условная граница, то на этой границе не должно быть пограничных столбов. Все возрасты должны понимать свою высокую миссию в непрерывном процессе взаимного влияния и обогащения.

Но не даром говорят, что каждое последующее поколение умнее, грамотнее и даже мудрее. Тогда на молодых лежит и больший груз ответственности. Они как бы совершают «крестный ход» от высоких нравственных установок и традиций, переданных им отцами и дедами в будущее, передавая своим детям и внукам высокие идеалы добра, трудолюбия, справедливости, патриотизма, которые достались им от старших. Выполнение этой высокой миссии каждым новым поколением своего рода нравственный тренинг, который не даёт зачерстветь нашим чувствам. Это охранная грамота целостности, порядочности, ощущения полноценности жизни и мира в душе. Как нельзя лучше подходят здесь слова поэта, что «душа обязана трудиться».

 

Почему нам тяжелее контролировать себя с близкими? Почему их замечания и обиды тяжелее переносить? Как помочь себе справиться со сложными эмоциями?

Коммуникация в семье неизбежно предполагает умение выражать свои чувства, ясно, порой твёрдо, но неизменно деликатно, говорить о том, что нас радует и что огорчает, чем мы не удовлетворены. В выражении таких чувств неизбежны эмоции. Даже «игра в молчанку» это тоже своеобразное проявление эмоций. И хорошо, что они есть. Без эмоций семейные отношения представляются скучными, серыми и однообразными. В данном случае я, прежде всего, имею ввиду положительные эмоции. Хотя, и в их проявлении должна быть разумная мера.

Но вопрос, очевидно, относится к эмоциям, которые вносят определённый диссонанс в семейные отношения. Как управлять своими эмоциями, конечно, профессионально может рассказать психолог (семейных психолог). Я же могу высказаться на эту тему очень субъективно, потому что не могу назвать себя эталоном в выражении эмоций в отношениях с близкими.

Мне кажется, что в узком семейном кругу мы себя так строго не контролируем, как, скажем, в служебной обстановке. Здесь меньше официальности и формализма. Мы более раскованы, свободны от соблюдения этикетных правил, и всякого рода условностей, которым следуем как публичный человек. Мы считаем, что можем позволить отступать от некоторых стандартов межличностного общения. Возможно, это и правильно — нельзя превращать отношения в семье в некий официоз. Но это одна из причин эмоциональной несдержанности, вслед за которой следуют конфликты, скандалы, обиды.

Но если эмоции нас всё-таки посетили, специалисты рекомендуют не демонстрировать и не воспринимать их как некую атаку, как умышленные действия. Желательно и даже обязательно, чтобы в их проявлении не было подчёркнутой агрессивности. При общении в ситуациях повышенной эмоциональности очень важна лексическая сдержанность. По возможности (если мы способны себя ещё контролировать) надо избегать грубых слов и оскорбительных оборотов. Тоже самое касается и невербального проявления эмоций: не размахивать руками, не делать злое выражение лица, обиженно-сердитый или несчастный вид.

Хорошее правило эмоционального поведения рекомендуют психологи: о том, что нам не нравится лучше промолчать, и сразу перейти к тому, как мы представляем себе ту или иную ситуацию или иной порядок вещей. Наконец, относиться к эмоциям именно как к эмоциям и не перегружать их глубоким смыслом.

 

Как подружить все поколения семьи, учитывая разные взгляды и накопленные обиды?

Рассматриваю этот вопрос как продолжение предыдущего. Считаю целесообразным разделить «разные взгляды» и «накопленные обиды». Это, на мой взгляд, не одно и то же. Вполне нормально, что «все поколения» одной семьи смотрят на одни и те же события, проблемы, ситуации по-своему. Бывают случаи, когда, например, по вопросам истории, политики, международных событий близкие люди не находят общего языка и как бы находятся в «альтернативной реальности» по отношению друг к другу. В этом случае наилучшая стратегия поведения уважать право члена семьи иметь собственное мнение, не добиваться любой ценой своей победы, не переходить на личности. Это позволит не доводить разногласия до опасной черты.

В семейных отношениях возникают проблемы материально-бытового порядка: имущественные и финансовые разногласия, споры по поводу наследства, отношения с родственниками мужа или жены. Если подобного рода разногласия зашли слишком далеко и грозят перерасти в конфликт, желательно чтобы кто-то взял на себя инициативу снизить градус напряжения, пойти на разумные компромиссы и уступки. Это вовсе не будет сдачей позиций, даже в случае, если другая сторона не приняла протянутой руки. Важно, что мы искренне заявили о своей готовности к примирению.

Другая история с накопленными обидами. Придерживаюсь мнения, что долго находиться в состоянии обиженного не есть норма в семейных отношениях. Они, конечно, тоже неизбежны, как и разногласия, но обида обиде рознь. Можно обидеть по какому-то конкретному или мелкому бытовому поводу, например, «ты никогда не выносишь мусор без моего напоминания». Такие реплики можно охарактеризовать как раздражающие, но они не серьёзный повод для семейного конфликта.

Если же обиды касаются достоинства человека, подчёркивают физические недостатки, приобретают характер упрёков в несостоятельности и пр., можно уверенно сказать, что их переживать гораздо сложнее, они оставят глубокий след в душе близкого человека. От такого рода обид по отношению членам семьи необходимо решительно избавляться. Мне кажется, что принципиальным здесь являются даже не причина и глубина обиды, а то, как мы относимся другу к другу в принципе. Если мы действительно считаем этого человека родным и близким, то обиды перенесём, а ссоры забудем.

Семейный кодекс, рекомендует разрешать внутрисемейные вопросы по взаимному согласию. Если мы решили взять на себя роль медиатора с целью примирить или «подружить все поколения семьи», да ещё с разными взглядами и накопленными обидами, такое согласие и надо искать или создавать. Для начала попытаться понять, в чём взаимные претензии и обиды, разных поколений членов семьи. Пообщаться с каждой из сторон, помочь им найти точки соприкосновения, общие интересы, ценности, взгляды. Скажем, в оценке политических событий взгляды членов семей могут принципиально расходиться, а в литературных вкусах, наоборот, они схожи. И это то, что их объединяет.

Все стороны разногласий должны увидеть в нашем лице человека искренне заинтересованного в гармонизации семейных отношений. Главное не сделать хуже, как случилось в фильме Н. Михалкова «Родня». В ситуации близких отношений, которые неизбежны в семье, важно, что бы комфортно чувствовали себя все стороны. А этого можно достичь только при условии, если мы научимся считаться с потребностями друг друга и признавать компромиссы нашей общей победой.

 

Каким образом профсоюзы могут и должны говорить о семейных ценностях? Что им стоит делать, чтобы быть полезными и ненавязчивыми?

Профсоюзы бывшего СССР и современной России никогда не были сторонними наблюдателями в решении проблем семьи. Они всегда активно участвовали и участвуют в создании условий для достойной семейной жизни через выполнение своих базовых функций. Пожалуй, на первое место следует поставить защиту законных прав наёмных работников. Через механизмы социального партнёрства, прежде всего, через коллективные переговоры, они добиваются достойной оплаты труда, что является основой материального благополучия семьи. Они оказывают прямую финансовую поддержку нуждающимся и многодетным членам семей.

Важным направлением деятельности профсоюзов является их непосредственное участие в создании безопасных условий труда и охране здоровья работающего человека. В рамках Года семьи Татьяна Голикова, объявляя о программах, направленных на улучшение здоровья детей и взрослых, назвала в их числе и оценку репродуктивного здоровья сотрудников на рабочих местах в форме обязательной диспансеризации. Во исполнение этого требования работодатели обязаны ввести диспансерное наблюдение за работающими гражданами на рабочем месте. Профсоюзные организации, безусловно, должны принимать в этом активное участие, инициировать включение данной позиции в коллективные соглашения и договоры.

Профсоюзы неизменно участвуют в организации детского оздоровительного отдыха, досуга, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Разумеется, они должны иметь представление о семейных проблемах своих членов и по возможности участвовать в их решении в виде консультирования, доброго совета, предостережения. И, конечно же, в форме пропаганды семейных ценностей. Знаю примеры, когда по инициативе профсоюзной организации проводился цикл занятий по семейной психологии. Важно при этом соблюдать такт, деликатность, чувство меры и разумные границы вмешательства в семейные отношения.

Симагин Александр Васильевич,
научный консультант Учебно-консультационного центра
трудовых отношений «Успех», к. ф. н.